08.04.2018

Мне опять 85


Я зашла часов в десять утра к Клавдии Захаровне. Она не удивилась мне. Ведь соседи изредка заходят друг к другу. То попросить что-то или узнать. Но я спросила, верно ли, что в этот важный для православных людей праздник у нее день рождения. Клавдия Захаровна изменилась в лице, ободрилась. Да, сегодня. Тогда я протянула ей небольшие скромные подарочки - мягкая клюквенная пастила в белоснежной упаковке, плитка горького шоколада, крем для рук и оплаченные по России конверты. "Чтобы вы могли написать письма тем, кого давно не видели. Есть кому написать?" - поинтересовалась я.

Клавдия Захаровна отвернулась и махнула рукой. Говорит, некому писать, умерли все подруги. Она осталась одна. Губы ее скривились, настроение ее омрачилось. Я опять обратила внимание на подарки. Тогда-то Клавдия Захаровна и позвала меня попить вместе с ней чай. Потому что сегодня, в день ее рождения, родные дети работают и потому не приедут. Я согласилась. Не скрою, что с радостью, потому что Клавдия Захаровна - сама доброта и простота.

За небольшой чашкой горячего растворимого кофе Клавдия Захаровна вкратце рассказала о себе. Сама она из Пензенской области, родилась в 1929 году. Она является в семье шестой девочкой! Росли в бедности, ничего хорошего у них не было. Начиналась весна - ели траву! Жили очень плохо. Соседка начала сокрушаться. Ее лицо стало мокрым сразу. Не было видно, как слеза выкатывается из глаза. Как будто она мигом оказывалась на щеках, так спешила омыть горе своей хозяйки. Это было тяжело слышать. Один раз и я расплакалась. Клавдия Захаровна очень одинокая, подруг нет. Мужья умерли. Да и были они, по ее признанию, хулиганами. Видно, много бед натерпелась от них.

Работать в Москву уехала в 14 лет. Там сначала чистила картошку, а как подросла, так стала работать вместе с сестрой на торфоразработках. Потом перебралась работать в Раменское на завод, причем на вредную работу. Покрывали детали лаком. Из-за этого вышла на пенсию в 50 лет.

"Все мои пять сестер умерли, когда им было 84 года. Вот и я думала, что умру в 84. А вот мне уже исполнилось 88, а Бог меня все к себе не забирает", - жалела соседка. "Клавдия Захаровна, - аккуратно начала я, - вам сегодня 89 лет исполнилось, не 88". "Как, правда? - сначала не поверила она, а потом стала очень серьезна. - Только ты никому об этом не говори! Пусть думают, что мне по-прежнему 85. А то решат, что я зря землю топчу". Я уверила ее, что никто так про нее не думает. Наоборот, все сами надеются столько прожить и что она вселяет в них эту надежду.

Одиночество - вот несчастье Клавдии Захаровны. Единственное, главное. Здоровье какое-то есть, дети живы, правнуки рождаются. Но не с кем поговорить, не с кем обсудить новости, не с кем поиграть в лото, не с кем попить чай. Или теперь есть с кем?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!