26.09.2018

В крупном магазине пожилая женщина теряла терпение



В крупном магазине пожилая женщина теряла терпение.


Она подзывала к себе мальчика, а тот отказывался подходить. Поэтому голос у женщины напрягся, стал громче и жёстче. Очевидно, она начинала злиться и закипать. Она продолжала звать ребёнка и требовать, чтобы он к ней подошёл. Разве ему сложно? Разве он не может уважить пожилого человека? И что он себе вообще позволяет? Его просит старушка – трудно разве помочь? Ребёнок не слушался. Он молчал. Более того, я вам еще скажу, что он был совершенно напуган. Я это точно знаю, потому что это был мой сын. В крупном вещевом магазине я оставила 5-летнего Всеволода вместе с 9-летней сестрой в отделе, где они очень просились остаться. Они вместе разглядывали игрушки, болтали и смеялись. А в соседнем отделе продавали одежду. Вот там и оказалась эта старушка, даже прабабушка. Старенькая-престаренькая, хорошо одетая, с красивой новой стрижкой из белых волос. Лёгкий макияж и яркая губная помада. Но ей это всё шло. Только не шёл металл в её голосе. А я как-то догадалась, что речь идёт о моём сыне. Сердце подсказало. Скорее направилась к ним. Ведь даже в другом углу магазина было слышно эту женщину. Картина передо мной предстала такая. Старушка держала в руках синенькие шортики на маленького мальчика. Не двигаясь с места, она звала чужого ребёнка к себе. А поодаль, в соседнем отделе, я увидела Валентину. Она стояла и непонимающе смотрела на кричащую женщину. А прямо за ней физически спрятался маленький Всеволод. Валентина не то растерялась, не то вспомнила мой наказ, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми. Я подошла и спросила, что ей нужно от моего ребёнка. И тут старушка преобразилась, смягчилась, улыбнулась. И только сейчас, взрослому, она открыла свой план.


Оказывается, старушка приехала в гости к правнуку. Ей показалось, что мой сын по росту его напоминает. Поэтому она хочет, чтобы он подошел к ней и она прислонила к нему одежду. Эти шорты она хочет купить правнуку в подарок. В этот момент меня переполняли два чувства. Я совершенно запуталась.


С одной стороны, хотелось человеку помочь. Меня так воспитывали. Тебя просят – помоги. Неужели сложно? Хочется казаться приятным, добрым, воспитанным. С другой стороны, я была возмущена, почему маленький ребёнок, которого в магазине оставили в определённом месте, должен вступать в диалог с незнакомым человеком и покидать свое место. Но бабушку это не смущало ничуть. В её Вселенной всё было однозначно. Ей нужна помощь, ей могут помочь, ей должны помочь. В результате мы с сыном обсудили прямо при ней, готовы ли на эту помощь. Всеволод смущённо кивнул головой, и мы всё-таки помогли пожилой барышне. Шорты правнуку должны были подойти, и старушка купила их.


Я трижды похвалила детей. Обсуждая с ними эту тему впоследствии, мы нашли мучившее нас противоречие. Ведь мы хотим, чтобы наши дети были воспитанными. И наши дети хотят быть воспитанными. А воспитанность многие понимают так: тебя попросили помочь – помоги, раз это тебе под силу. Но мы, родители, и другие взрослые часто повторяем детям, чтобы они не разговаривали с незнакомыми людьми и не помогали им. Ведь мы же учим детей, чтобы они не поднимали упавших из машин плюшевых игрушек, не помогали относить котёнка в машину, не помогали относить сумки в чужой подъезд, не помогали кому-то сделать фотографию, ради которой нужно куда-то уйти. Мы все время транслируем детям, что им не следует уходить с незнакомыми людьми. Как же потом выходит так, что эти же взрослые сами обращаются к чужим детям и искренне требуют от них подчинения? Что же при этом происходит в головах наших детей? Как же им объяснить, кому помогать можно и кому нельзя? И как же мне понравилось, когда в одной из книг Валентины мы нашли ответ. 


Как же провести границу, где помочь нужно и где помогать ни в коем случае нельзя? В книжке для детей было сказано так: не помогайте незнакомому вам человеку; помните, что взрослый человек не будет обращаться за помощью к ребёнку; взрослый человек должен обращаться за помощью к другому взрослому. Всё. Мне это ясно, и детям это понятно. 


И ведь консультанты в магазинах тоже умеют по размерам делать прикидки, кому что подойдет. И тогда освободятся от этого чужие маленькие мальчики и чужие маленькие девочки. Пусть себе и дальше разглядывают игрушки. Пусть лучше не учатся уходить с места, где их оставил и намеревается найти родитель. Пусть не учатся разговаривать с незнакомцами. Ведь мы именно этого от детей хотим?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!