25.09.2024

Рязанская квартира на улице Павлова

Первого апреля мы всей семьей на несколько дней отправились в Рязань.

Я всем говорила, что еду найти новый рязанский гриб и отправить себе открытку из Рязани домой. Это были осязаемые причины поездки. Но над ними висела главная — сделать паузу в чересчур ускорившемся потоке жизни, чтобы отдышаться, перевести дух.

Как обычно, мы сняли нашу любимую квартиру на улице Павлова, на втором этаже деревянного дома. У него своё отопление и газовая колонка. Этот добротный дом построен аж в 1918 году.

В квартире большая кухня с диваном и две отдельные комнаты. В большой комнате над кроватью висит картина — Мария с Иисусом. Это ручная работа. Её вышила Татьяна, хозяйка квартиры. Она рассказала нам об этом сама, когда заселяла в эту квартиру в самый первый раз. «На полке книги о Боге», — говорила крепенькая женщина небольшого роста. Андрей Ткачёв стоял среди книжек уверенно, хоть и запылился.

Татьяне было много лет. Родилась она во время войны, но полы в доме мыла сама, вручную с тряпкой. Помню, мы заселяемся, а она командует: «Здесь не ходите. Я тут только помыла. Обойдите. Скоро высохнет».

Дом тогда утопал в уличной зелени. Рядом росли золотые шары и астильба. А перед ним стояли роскошные каштаны. В квартире тоже было зелено. Фикусы разместились по углам, герани — на окнах и кактус — у компьютерного стола.

В жару Татьяна просила поливать её домашние растения чаще. Кажется, у неё со мной был налажен контакт, потому что стоило мне не полить, как в тот же вечер, как только мы вваливались в квартиру и зажигали свет, звонила Татьяна из дома напротив и напоминала про цветы.

Татьяна заселяла нас в эту квартиру дважды. А потом ее сменила другая женщина. Тоже Татьяна, но на поколение моложе. И только в эту поездку, апрельскую, мне удалось улучить момент и узнать:

- А прежняя Татьяна... Она умерла?
- Да, — ответили мне.

Я вздохнула. Мол, всё-таки возраст.

- Трагически умерла, — доверились мне рассказать, — её сбила машина. Ей было 78 лет.
* * *

Я опираюсь на воспоминания об этой квартире в Рязани, когда мне кажется, что мир чересчур стремительно меняется и я за ним не поспеваю.

Тогда я воскрешаю в памяти, как где-то в старой, доброй Рязани на улице Павлова по-прежнему стоит столетний деревянный дом.

Этот дом повидал больше, чем каждый его обитатель. Многих из них давно нет. Но сохраняются детали их жизни. Это герани, которые, как звездочки, белеют на подоконнике. Это книги, которые на полочках дожидаются своего читателя, чтобы обнять. А над всем этим возвышается большая, грандиозная картина, вышитая руками Татьяны. И с полотна нежно смотрят на нас Мария с Иисусом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!