01.10.2017

Сентябрь 2017


"Чтобы уметь летать быстрее всех, 
нужно уметь летать быстрее себя".
Мультфильм "Самолёты".

1 сентября началось в том числе со слез. Пока еще 4-летний Всеволод заявил, что тоже хочет в школу. Ту же, где учится его сестра. Домашнюю. Так у нас стало двое школьников - с уроком для каждого по будним дням.

Когда единственный урок заканчивается, Всеволод, довольный собой и смеющийся, убегает в детскую играть в машинки. Если утром он не уделит внимание им или железной дороге, то, считает мальчик, день прожит зря. Так и скажет: "Плохой день. Я даже не поиграл".

Учимся также плохие дни делать хорошими совместным просмотром интересных мультфильмов. Мы разбиваем их на кусочки и смотрим в течение нескольких дней. Так мы посмотрели мультфильм "Самолеты". Добрый, классный, достойный. Спрашиваю Валентину, не напоминает ли ей этот мультфильм что-то еще. Она сосредотачивается и вспоминает:
⁃ Да! Это же похоже на "Турбо"! И на "Тачки", само собой.
⁃ А больше ни на что не похоже? Ты не такой как все, ты хочешь другого, а тебя не понимают, и ты добиваешься всего сам. Мы только недавно про это читали.
Дочь с сомнением смотрит на меня и вспыхивает:
⁃ Чайка по имени Джонатан Ливингстон?
⁃ Точно!

***
Осень - это время, когда события быстро сменяют друг друга.

То забегает тетя Нина со второго этажа. Спрашивает, не видели ли мы Мотю. Кто такой Мотя? Оказывается, это не он, а она. Белая кошка с рыже-серым хвостиком, которой мы частенько любовались раньше. Разляжется Мотя на балконе, балдеет на осеннем солнышке, а мы как проедем мимо на самокатах, так посмотрим на нее.

Нет, Мотю мы не видели. Тетя Нина вздыхает и убегает к себе. А мы выходим на улицу и обходим дом, осматриваем окрестности. Нам Мотя нужна, у нас тут личный интерес. Кто еще будет так вдохновлять нас на отдых?

Другая новость совсем не нова. Но когда интересную мысль слышишь от ребенка впервые, это всегда свежо. Валентина ни с того ни с сего сообщает мне: "Мам. Так в жизни, наверно, со всем. В нем, во всем, есть и что-то хорошее, и что-то плохое". На это ее натолкнул лифт, в котором мы только что спустились. Здесь ее укачивает, но он помог ей спуститься с тяжелыми сумками.

***
А мы собираемся ехать в Москву. Столица как раз будет праздновать свой день рождения, 870 лет. Мы едем туда по другой, но тоже приятной причине. Будем праздновать день рождения моей мамы. 🎉 Складываю вещи, которые понадобятся в дороге, заодно решаем, кто в чем хочет быть на празднике.

- Я хочу быть в том же платье, в котором была на свои 8 лет! Оно мое самое любимое! - говорит Валентина.

Я смеюсь, потому что мне предстоит работенка - вспомнить, в чем была дочь на своем дне рождения. А потом я внезапно вспоминаю фотографии, которые недавно пересматривала на телефоне. Теперь мне понятно, что мы берем с собой - длинный голубой сарафан.

За день до поездки идем покупать мамины любимые цветы. Астры. Их можно купить на станциях Раменское или Выхино. Но никуда специально ехать нам сейчас не хочется. Прошу детей:
⁃ Давайте представим, как мы подходим к нашей станции, а там женщина продает астры. Пожалуйста, представляйте себе это как можно ярче, как будто она там стоит прямо сейчас.

Воображаем.

Подходим к нашей станции. Там женщина продает астры. Те самые. Покупая, я не могу удержаться:
⁃ Знаете, мы о вас мечтали!
Она смеется в голос.

***
9 сентября Москва нарядная и праздничная. Валентина с цветами в руках идет впереди, а мы с сыном сразу за ней. На турникете нас встречает сотрудник железной дороги. Он пропускает Валентину и отмечает, что цветы прекрасны и мы точно едем на праздник. Мы соглашаемся. Он желает нам хорошо провести время. А мы, помня о шумном праздновании дня города, желаем ему в ответ спокойной работы.

Мужчина на секунду замирает, а затем широко улыбается.
⁃ Знаете, - говорит он, - а вот этого мне никто еще не желал. А это так к месту! Осталось несколько дней отработать, и я уеду. Я так соскучился по дому.

Я ускоряю шаг. Я тоже соскучилась по маме.

Подходя к родному дому, мы встречаем пожилую пару. Она в платье и шляпке, элегантная до кончиков ногтей. Он старается соответствовать супруге и в одежде, и манерах. Мы видим друг друга в первый и, наверно, последний раз, а они улыбаются нам, как старым знакомым. Мужчина обращается к нам:
⁃ А я знаю, куда вы идете!
⁃ Куда же? - спрашиваем мы.
⁃ Вы точно приехали к бабушке. Я угадал? - он наклоняется к детям и любуется букетом астр.
⁃ Точно! - хором отвечаем мы и скорее прощаемся, потому что бабушка уже совсем-совсем близко. Нам хочется к ней бежать.

День рождения мамы удался.

День рождения столицы, наверно, тоже.

Уставшие после дороги в столицу и обратно, дети засыпают уже у себя дома. Поцелуй от мамы, поцелуй от папы. Легли. Валентина внезапно вскакивает.
⁃ А папа меня целовал? - не помнит она.

Ищем срочно папу. Константин возвращается в детскую и снова целует дочь. Наконец Валентина укладывается и перед тем, как провалиться в сон, подмечает:
- Заснуть, не помня поцелуя, это все равно что заснуть без поцелуя.

***
Поместите человека в новые обстоятельства, и он будет вести себя непривычно. Так приключилась со Всеволодом, когда на детскую площадку выпала месячная норма осенних листьев. То он играет в полицейского, который следит за неподвижностью качелей. Если их раскачал непоседливый школьник, идущий с портфелем из школы домой, тогда достаточно подойти и остановить качели. Но сильный ветер тоже не прочь покачаться. Так наш "полицейский" постоянно начеку, постоянно в движении. Останавливает качели, как только те пришли в движение.

То Всеволод, сияющий, подбегает ко мне:
– Мама, ты будешь играть со мной в "Камни, камни, горка"?

Я радуюсь, что сын придумал что-то новенькое. Готова поддержать его затею, спрашиваю:
– А это как?

– Я кидаю камни, а ты пытаешься их поймать! – радостно кричит он.

Я живо представляю, как камни сыпятся мне на голову, и мой интузиазм улетучивается.

– Мам, – за брата вступается Валентина, – ты все не так поняла! Камни скатываются с горки, а ты снизу их ловишь.

И мы играем. Потом меняемся местами. Теперь я отпускаю камни – как в космос запускают ракету. И она приземляется на землю. Как осенние листья. В такой игре есть что-то мистическое, умиротворяющее.

***
Времени свободного у детей больше, чем им дают поиграть в айпад. Поэтому они запасаются писчей бумагой и рисуют себе айпад сами. Первая страница пачки - экран с иконками. А если нажать на нее пальцем, то открывается новая страница. На ней игра во всей своей красе - с разными уровнями сложности, переключением языков (с английского на русский и обратно), даже оставить отзыв на игру предусмотрено. Валентина "кликает" на отзыв - нажимает на рисоночек иконки и достает новый изрисованный листочек - и смотрит звездочки, которые поставили игре другие пользователя. Она только что сама нарисовала и это.

Дети обмениваются своими айпадами. Помогают друг другу "закачать" на него новые игры - вставляют в стопочку новый листочек и тут же отрисовывают на нем стартовую страницу игры.

***
Пока Валентина занимается в спортивной школе и мы ее ждем, зову Всеволода погулять. "Нет, мам, - отвечает он, - у меня нет радости гулять сейчас". И это не первый раз, когда он изумляет меня.

Всеволод за месяц до своего дня рождения вообще стал часто удивлять всякими разными милыми мелочами. То он залезает ко мне на колени и, проведя рукой по нашим головам, восклицает: "Мам! А мы с тобой одного роста!" То мы спешим и я помогаю ему надеть кроссовок. В середине процесса он прильнет ко мне и прошепчет: "Ты моя душа".

В другой раз надевает джинсы сам и пытается справиться с тугой пуговицей. Мне самой нужно усилие, чтобы ее застегнуть. Поэтому я предлагаю свою помощь. А Всеволод оттолкнет мою руку и прокричит:
⁃ Капитаны никогда не сдаются!

Через две минуты подходит ко мне мокрый от слез:
⁃ Мам, я не смог!

А ночью он возьмет да залезет в родительскую кровать.
- Ты чего не спишь у себя? - сонно спрошу я.
- Мам, мне надо кого-то обнимать, - прямо ответит он.

***
Осень заряжает энергией. Хочется так много всего сделать. И быстрее.

После прогулки мы вернулись домой с мороженым.

– Мам, когда будем есть? – дипломатично спрашивает старший ребенок.
– Когда все будут готовы, ВКЛЮЧАЯ меня, – важно сообщаю я.
Младший весело подходит ко мне и дотрагивается до моей спины:
– Мам, я тебя ВКЛЮЧИЛ! Пошли есть мороженое прямо сейчас?

Невозможно не согласиться.

***
Теперь вечером появилось такое время, когда все важные дела переделаны, а супруг ещё не приехал с работы. Только ждём Константина. Я придумала: выбрала книжку, интересную и мне, и Валентине, и предложила Валентине читать ее мне вслух по вечерам. Одну главу в день.

Все-таки какое это удовольствие, когда читают тебе! Я живу представляю все, о чем читает дочь, а сама при этом разбираю сушку, стелю постель или - и так бывает - ничего не делаю. Всеволод всегда приходит к нам и приносит с собой игрушки. Возит возле читающей сестры машинки и строит железную дорогу, чтобы пускать по ней поезда. И приезжает Константин – как кульминация нашего вечера.

***
– А ну-ка! Схватите свои сабли и вперед! Пусть победит сильнейший! – объявляю я в другой день.

Дети хватают ручки. У нас чемпионат по игре в крестики–нолики. Тот, кто меньше по возрасту, начинает первым. Каждый играет с каждым. Так мы коротаем дожди.

Чтобы скрасить игру, разрешается играть чем угодно. Мы рисуем вместо ноликов яблочки или сердечки, а вместо крестиков - плюсики или минусы. А Всеволод, когда почти выиграл, пальчиком прикрывает клетку, куда ходить тебе нельзя. Иначе он не победит.

***
Дети продолжают задавать вопросы, которые ставят в тупик. Мы начали, например, кормить уличную кошку, которая живет у нашего дома. Но гладить ее я детям пока не разрешаю (а они страшно как хотели бы). Пусть пока животное привыкнет к нам, запомнит.

– Мам, ты не разрешаешь нам гладить уличную кошку, потому что какая-то больно укусила тебя в детстве? – догадывается Валентина.
– Да, - признаюсь я.
– Тогда почему ты не разрешаешь им укусить нас?

Или другая ситуация. За завтраком Всеволод спрашивает:
– Мам, можно наедаться?

Я заинтригована тем, что 4-летний мальчик может подразумевать под этим словом. Но нет желания вступать в обсуждение, так как очень хочется есть.

– Можно! – отвечаю я.

– Тогда, мам, я наелся! – сказал сын и отодвинул кашу.

👏😂

***
Валентина взяла лист бумаги и пачку фломастеров. Ищет в квартире укромное местечко, чтобы нарисовать братику на день рождения поздравительную открытку. Нет в доме таких мест, когда ты сообщила брату о своих намерениях. Он ходит за ней хвостиком и возмущается:
- Я же имею право видеть, как ты рисуешь мне открытку!

А Мотя, конечно, нашлась. Соскучилась по дому и вернулась.

Так что мы снова ее наблюдаем. Стоит выглянуть солнышку, как кошка разляжется на перилах балкона и как будто говорит:
- В том, чтобы вот так поваляться, есть обязательно много хорошего. Отдыхайте чаще!

Спасибо, Сентябрь.

Видео:

2 комментария:

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!