17.04.2024

Кто виноват. Ответ меняет всё

Однажды я читала толщенную книгу не то по социальной психологии, не то по психологической социологии.

Книга была толстая и сыпала на каждой странице удивительными фактами. Я открывала рот буквально каждые три абзаца.

Книга была сокровищницей человеческой мудрости, я так это восприняла. Например, вот вам оттуда теория разбитых стёкол: если в приличном месте вовремя не убрать брошенную бумажку, то с большей вероятностью там вскоре приземлится вторая, третья и сто пятая. Отсюда так важно следить за чистотой сразу.

Но вот что я вспоминаю в последние дни чаще другого. И вы сможете проделать с собой сейчас этот эксперимент.

В книге говорилось, что человек склонен свои неудачи приписывать ЛИБО внутренним причинам («это я виноват»), ЛИБО внешним («это они виноваты»).

Обычно каждый человек тяготеет к одному из этих двух вариантов.

Если человек склонен во всём винить в первую очередь себя, то это первый вариант.

Я получил за экзамен "4", потому что плохо подготовился и не знал досконально этого билета. Я опоздал на встречу, потому что не вышел из дома с запасом времени. Я тебе не позвонил, потому что не зарядил вовремя телефон. Мы поссорились, потому что я не умею выстраивать границы.

Люди второго варианта этим же самым ошибкам найдут объяснение из внешнего мира. У них будет виноват кто угодно, но не они.

Я получил "4" за экзамен, потому что всем достался лёгкий билет, а мне одному - сложный. Я опоздал, потому что автобус не пришёл вовремя. Я не позвонил, потому что телефон разрядился. Мы поссорились, потому что она не умеет себя вести.

Важно здесь понимать, что нет ничего плохого, чтобы принадлежать к одному или другому варианту.

Однако вот что постулировала книга.

Если вы в качестве причин неудачи находите внутренние причины, то вам тяжелее. Но в жизни вы добьётесь большего, чем если будете во всём искать причины, которые от вас не зависели. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!