08.02.2017

Когда перестать волноваться во время выступления? Чему научилась Валентина


Когда я учила Валентину по программе первого класса, я поняла, как сложно объяснить другому то, что ты хорошо знаешь и что он не понимает. Как же тогда быть в ситуациях, когда надо своего ребенка научить тому, что делать сам ты не умеешь?

На своей прежней работе я много выступала перед людьми. Я даже получала от этого удовольствие, когда считала, что мне удается сделать это хорошо. Но чему я не научилась тогда и не умею до сих пор - это не волноваться во время выступления. Это волнение было со мной всегда, даже если я казалась уверенной или расслабленной. Так только казалось. И чтобы так казалось, мне приходилось усиленно учить материал (и в разных его формах), чтобы он отскакивал от зубов и у меня были ресурсы менять подход к объяснению темы, если обычный подход новой аудиторией не воспринимался. Но волнение присутствовало всегда. Поэтому можно представить, как я смутилась, когда ко мне подошел мой ребенок с точно таким же вопросом: "Мам, как не волноваться во время выступления?"

Год назад Валентина была на ёлке, устроенной для ее брата и его ровесников в нашем местном детском центре. Когда она увидела, что Снегурочкой была обыкновенная девочка, она загорелась идеей тоже однажды стать Снегурочкой. Такая возможность представилась ей спустя год, в декабре 2016-го: с нами связались и предложили роль Снегурочки нашей Валентине. Радости не было предела!

Получив роль, мы учили слова и "собирали" костюм Снегурочки. Шубку снежной девушки нам дали, а вот подобрать к ней платье, колготки и шарфик предстояло нам. Мы были заняты подготовкой несколько недель, и это время запомнилось нам как радостное и приятное. Оно добавило нам сказочного предвкушения и особенного ожидания Нового года. Также у нас было несколько репетиций. После каждой из них мы добавляли в выступление важные элементики - всякие штучки, которые помогли бы Снегурочке лучше взаимодействовать с маленькими детками и лучше быть понятой ими.

Мы ждали это выступление! Это должна была быть первая самостоятельная роль Валентины - первый раз, когда она выступала перед публикой совершенно одна. А затем, за несколько дней до выступления, прозвучал тот самый вопрос: "Мам, а что если я забуду слова? А что если что-то пойдет не так? Что-то я волнуюсь... Как мне перестать волноваться?" Я не знала ответа, но точно поняла, что признаваться в собственном волнении тоже неправильно. А ведь я волновалась еще как! Только теперь не за свое выступление, а выступление своего ребенка: как всё пройдет?; понравится ли детям?; если дочка забудет слова, не выйдет ли она из роли? Вопросы атаковали меня давно, но я сдерживала их, а теперь и сама актриса нуждалась в успокоении.

Я стала произносить банальные вещи, которые, как мне казалось, могли бы успокоить ребенка. Что она там будет не одна - рядом всегда будет опытный педагог, который любую ситуацию сможет выправить. Что главное улыбаться и быть милой, потому что такой представляется Снегурочка детям. Что дети двух и трех лет весь год ждали Снегурочку и подарков от нее, так что им не так важно, забудет она слова или заменит их другими. Что детям всего важнее, чтобы Валентинина Снегурочка оказалась такой, какой они ее себе представляли - доброй, ласковой, улыбчивой, которая подарила бы им подарки. Ничего из этого не успокоило Валентину, и я знала прекрасно, почему. И все-таки, не придумав ничего лучше, я настраивала Валентину на образ Снегурочки - доброй, ласковой, с негромким голосом и плавными движениями; что не столь важно, что и как она говорит, как то, как она выглядит при этом и как улыбается. Весь год дети ждали Снегурочку - и они заслужили ее увидеть и провести с ней вечер. (Деда Мороза многие из них деток боялись, поэтому было решено на елке ограничиться его внучкой.)

Когда наступил день Х, я волновалась очень. Я отвела Валентину в центр, и мы с сыном пошли домой, где я всячески гнала от себя мысли о текущем выступлении. Я смогла снять с себя ответственность за происходящее и возложить ее на дочку и педагога, которые совместно решили устроить это предприятие. Соответственно если бы оно удалось, то было бы полностью и исключительно их заслугой. Так что через несколько часов мы возвращались в центр за Валентиной уже с любопытством: как все прошло?

В коридоре мамы одевали своих малышей, и все их разговоры были, конечно, о елке. Я быстро поняла, что им все понравилось. Они обсуждали не Снегурочку, а поведение своих детей: некоторые разбаловались, поддавшись всеобщему предновогоднему веселью. А это значило, что выступление для актрисы прошло успешно. :) Когда мамы с детьми ушли, вышла моя Валентина. Она устало улыбалась и сказала, что все прошло прекрасно. В руках она держала свою первую "зарплату": несколько коробок с зефиром, которыми ее одарили за хорошо выполненную работу. ;)

Когда мы с дочкой поднималась по железнодорожному мосту в направлении дома, я все-таки не дождалась прихода домой и спросила ее прям тут о том, волновалась ли она.
- Да, волновалась, мам, но только в самом начале, - с каким-то азартом в голосе ответил мой 7-летний, на тот момент, ребенок.
- А потом перестала? - мне не терпелось узнать подробности.
- Да, совершенно успокоилась.

Последовавший ответ Валентины и удивил меня, и показался совершенно знакомым и понятным:
- Мам, я волновалась ровно до тех пор, пока не услышала детские голоса. По голосам я поняла, какие же они еще маленькие, и мое волнение улетучилось.

Я тоже помню это - волнение ровно до тех пор, пока не войдешь в аудиторию, не начнешь с ней диалог и пока не увидишь их первые улыбки в знак понимания, принятия тебя и готовности с тобой работать. Как только ты получил обратную положительную связь, дальше ты не выступаешь для них, дальше вы выступаете ВМЕСТЕ. Тогда результат зависит от вас всех и волнение тоже делится на всех, а значит, становится ничтожно малым. Настолько малым, что им можно пренебречь во имя радости от взаимодействия с людьми и удовольствия от твоей очередной победы над собой. ;)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!