03.02.2017

Когда желаемое настойчиво ускользает - как дети умеют это достичь? То, о чем уже позабыла я сама


Мы шли морозным утром втроем по заснеженной дорожке. Наконец выглянуло солнце, и было приятно идти, когда пригревает и дорога освещена желтоватым, таким родным и узнаваемым светом. Сказка и радость! Мы шли, глядя под ноги и по сторонам. Наши ноги месили непонятно что из выпавшего снега, который в течение нескольких дней кряду не успевали убрать. Птички чирикали и перелетали с дерева на дерево, как будто предрекая зиме скорую развязку. Вдалеке мужчина играл с огромным черным псом, чья шерсть на солнышке переливалась совершенно сказочно, словно мы участвуем в съемках рекламы шампуня Head&Shoulders для собак...

Состояние моего блаженства прервал Всеволод. Он то начинал бежать вперед, то останавливался и ругался. Ругался он громко, с возмущением, не проигнорируешь. Я спросила, что случилось. Всеволод поделился:
- Мам, тень! Глянь, моя тень все время впереди, я никак не могу догнать ее. Смотри!

И он ринулся вперед, но тень "разгадала" его план и ринулась одновременно с ним, так что тень опять победила.

Всеволод снова поругался, а затем чуть не заплакал. Когда желаемое так настойчиво ускользает из-под ног, это, согласитесь, обидно. Я принялась успокаивать сына, рассказав ему, как "работает" тень и почему она действительно будет все время от него "убегать". Удивительно, но это нисколечки не помогло. Я смотрела на ситуацию и, очевидно, теряла над ней контроль. Я, взрослый человек, логически разложила происходящее по полочкам и объяснила, почему это недостижимо, но это почему-то совсем не успокоило мальчика. Он норовил догнать тень, и это сбивало меня с толку.

Сбивало меня, но не Валентину.

Посмотрев на брата и внимательно выслушав меня, старшая сестра молча подошла к братику и так же молча развернула его на 180 градусов, после чего сказала: "А попробуй теперь догнать свою тень".

Мальчик побежал. Мальчик захохотал.

Мальчик стал хохотать в голос и долго: он не только догнал свою тень - теперь он был впереди.

Логика, логика, логика... Хорошая штука, но мало успокоения от умных рассуждений. Порой полезно смотреть на происходящее не через призму логики, а через призму ВООБРАЖЕНИЯ. Тогда становится понятным, кому чего хочется на самом деле и как этого достичь. И дети как-то сердцем чувствуют, как можно повернуть ситуацию на 180 градусов, чтобы решение само догнало тебя. Для детей логика пока не имеет преимуществ перед воображением, и в этом кроется и детская слабость, и детская сила тоже.

Как бы хотелось, чтобы это умение - видеть ситуацию с разных сторон (не только логически) - сохранилось у детей на всю жизнь и возродилось у меня, взрослой. Обязательно пригодится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!