14.03.2016

Наши шахматы


Из письма А.С.Пушкина Н.Н.Пушкиной:
"Благодарю, душа моя, что в шахматы учишься. 
Это непременно нужно 
во всяком благоустроенном семействе".

Каждый будний день мы с Валентиной занимаемся шахматами. 

Она приносит мне на кухню шахматы и задачник. Я расставляю фигуры, черные и белые, формулирую задачу. Сейчас это выигрыш ферзя или устроить ничью. Озвучиваю, кто ходит первым. Удобным ей способом переворачиваю доску: если ходят первыми белые, то разворачиваю стороной А1 к ней, если черные - наоборот. Далее начинается самое напряженное и увлекательное: каждая из нас пытается решить задачу. Кто решил, то сообщает об этом вслух. Конечно, каждой хочется быть первой. Но либо удастся это тебе, либо твоей дочери :)

Когда мы только начинали тренироваться, пять месяцев назад, я почти всегда решала первой. А теперь никогда не знаешь, кого осенит решением раньше. Иногда мы обе долго думаем - можем и пять минут молчать, и дольше! Тогда кто-то из нас начинает рассуждать вслух. Я пытаюсь озвучить стратегию, которой имело бы смысл, как мне кажется, придерживаться. Валентина пытается прощупать возможные ходы. На этом пересечении мы обычно отыскиваем искомое решение. Финальным шагом я лезу в ответы и убеждаюсь, что мы все сделали правильно ;) Редко-редко, но бывает, что решение в ответах другое, тогда мы возвращаем фигуры назад и осмысливаем предлагаемое задачником решение. 

Благодаря этим занятиям я узнала такой интересный глагол, как "матовать". Во всяком случае часто читаю в книге: "Матует ферзь, матует пешка". :) Это фигура, которой ставится мат противнику. А Валентина всегда что-то интересное рассказывает из того, что они проходили на занятиях. "Это называется - два лопушка на одной линии", - радостно делится Валентина, вспомнив аналогичную разобранную ситуацию с занятий. В другой раз говорит: "Это вилка". Я определенно теперь больше знаю о шахматах, чем до рождения Валентины. ;)



Мы решаем задачи, пока не выдохнемся. Иногда это пять задач. Иногда девять, вот как сегодня. Дай Бог, когда-нибудь мы каждый день будем успевать решить столько задач, сколько от каждого своего ученика ждет наш учитель по шахматам, а именно: пятнадцать задач :) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Свой комментарий Вы можете оставить ниже. Спасибо за вежливость!